вторник, 28 января 2014 г.

Надо ли что-то в себе менять, чтобы прижиться в Швеции?

ДААААА!!!

Надо, безусловно.
Вдохновившись замечательным постом отсюда вот, хочу рассказать про миф "ты там всегда будешь чужой" и "никому ты там не нужна" со стороны врача-практиканта в больнице.



Нужна. И не только мужу и коту.

В чем разница позитивного и негативного типа мышления, пожно прочесть по вышеуказанной ссылке - я лучше не напишу.

Для врача в Швеции нет важнее качеств, чем профессионализм, вежливость и эмпатия. Мне кажется, это три кита. Несомненно, что эти качества найдут применение в любой области, но их сочетание во враче - это прямой путь к успеху.

Наши соотечественники в основном страдают отсутствием двух последних в различной степени.В вежливость входит не только банальное "здравствуйте" и "спасибо" (кстати, вежливый врач поблагодарит за посещение при прощании - сказать "tack" совсем несложно!), но и умение держать язык за зубами и по возможности никогда не обсуждать коллег за спиной. Это довольно типичная черта русских врачей, и я, сознаюсь, сама иногда так делала. С этим надо покончить.
Тут тоже обсуждают коллег, конечно, но не так и не на том уровне. Все проблемы почти всегда можно решить лично и не распространяться внутри коллектива.
Во-вторых, надо показывать определенный энтузиазм при условии соблюдения иерархии. Например, я по расписанию стою ассистентом и всегда этому страшно рада. Но если придет АТ или СТ-врач, который уже устроен на работу, я всегда уступаю им место, потому что они здесь уже в процессе обучения, а я пока что мимо проходила.

Никогда не надо бояться попросить помощи или спросить, чего не знаешь. Все люди прекрасно понимают, что ты учишься. Здесь в Швеции я совершенно перестала бояться каких-то мелких ошибок. Никто на меня не гавкал, не орал что-то в стиле "что ты творишь, куда прешь, мозги есть?" и все в таком духе. Мне всегда объясняли, поправляли, помогали и показывали. я никогда не спорил на пустом месте, я спрашивала "а как правильно?" - и получала ответ. Мне не страшно спросить или попросить. Но и тут надо знать меру, конечно. Не надо присаживаться на уши, и вообще, желательно научиться улавливать атмосферу и настроение. Мне повезло в том плане, что у меня локаторы очень чуткие, и за свою недолгую жизнь я еще и научилась вовремя молчать и внимательно слушать.

Очень ценят дисциплинированность и пунктуальность. Вчера мы с шефом шли на обход, и он мне сказал: "Ох, что-то мы на 5 минут опаздываем, а я ведь сам всегда требую от медсестер пунктуальности!". Мораль: уважай других, даже если ты шеф. Никто не обязан ждать и не ждет, просто потому, что тебе так захотелось и вообще, начальники не опаздывают.
В другой раз АТ-врач опоздал на операцию, где должен был ассистировать, и она началась без него. Это косяк. В другой раз он же напутал с расписанием, и потому на протез с интересным и сложным ассистированием взяли меня, сдернув с другой операции. Я побежала менять операционную одежду и через 2 минуты была уже на месте. Врач, который ждал меня, был очень доволен и похвалил мою скорость, а я получила poäng в виде красивой и интересной операции и профит в виде уважения.

Я это пишу не самовосхваления ради. Просто я чувствую, что я делаю правильно, и несмотря на то, что я еще не часть этого коллектива и довольно долго ею не буду, сам факт правильного поведения приносит плоды в виде уважения и контактов.

И будет вам счастье и "приживание". Пример человека, выполнившего все эти негласные интеграционные условия, у меня перед глазами, и он не только свой, но и крайне нужный кадр.

11 комментариев:

  1. Да, я под всем подписываюсь, будь человеком и все будет хорошо. Лично у меня где-то через год перестали спрашивать, откуда я приехала. Хотя акцент слышно. Наверно, как-то вписалась каким-то местом )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот-вот, ничего недостижимого) просто немного практической гибкости.

      Удалить
  2. Здравствуйте!
    Очень рада, что наткнулась на Ваш блог, спасибо за огромное количество чрезвычайно полезной информации. Хотела попросить совета, надеюсь, что не пошлете куда подальше=))
    У нас с Вами изначально похожая ситуация - я тоже закончила медицинский в Росии в 2012 г. Вам несказанно повезло с мужем, это здорово, что Вы нашли любимого человека в стране, куда и так собирались переезжать))) Тут у меня другая ситуация - я замужем, есть ребенок. Муж тоже врач. Об эмиграции задумываемся давно, в отечественной медицине работать не хочется (судя по Вашим постам, тут мы с Вами солидарны). По ряду причин выбрали Швецию. Сначала все казалось легко и понятно - перевели необходимые документы, отправили их тоже через DHL в Socialstyrelsen, приблизительно через полгода получили ответ: образование соответствует шведскому, сдавайте язык и медицинский экзамен, в общем, все достаточно стандартно. Пока ждали ответа, начали учить язык, сейчас уровень А1 уже есть, учимся на А2, на следующей неделе вот едем на 2-недельные языковые курсы в Стокгольм. Но как Вы очень справедливо заметили, дотянуть шведский в России до необходимого уровня (т.е. С1) будет очень и очень сложно (и долго!!!!!). Встал вопрос о переезде. И тут мы просто воткнулись в тупик!!!! Семья уже есть, беженцами как-то не хочется, платное образование в Швеции мы не потянем, остается работа. Это и логично - жить в Швеции, учить язык, при этом как-то обеспечивать себя. Написали в Socialstyrelen, получили ответ - да, вы имеете право работать в Швеции в качестве undersköterska. Воодушевившись и закатав рукава, мы стали искать работу: составили письмо на шведском, приложили резюме на английском, нашли подходящие вакансии на EURES, и разослали заявления. Потом еще разослали то же творчество просто по больницам в нескольких крупных городах. Ответили, разумеется, далеко не все, но полученные ответы дали нам понять, что работу нам так просто не найти. У меня есть пара хороших знакомых - пластических хирургов в Швеции, обратилась к ним за советом, в ответ - недоуменное пожимание плечами (у меня осталось впечатление, что мы друг друга не поняли, и они решили, что я ищу работу ВРАЧОМ; один сказал - нелегально - пожалуйста, привози своих пациентов - будем вместе оперировать). Нашла тут Ваш блог и подумала - может Вы, как человек с опытом, что-нибудь посоветуете? Я понимаю, что ситуация несколько разная, но все же... Может, мы не там работу ищем? Может, действительно попробовать попытать счастья в доме престарелых? Хватит ли нашего пока скромного уровня языка для того, чтоб претендовать на такую работу (хотя разрешение на работу и ВНЖ будет оформляться нннное количество времени, за которое мы, несомненно, язык подтянем). В общем, надеюсь на понимание и возможный совет. Заранее спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна!
      Спасибо за Ваш чудесный отзыв, мне очень приятно, что мой блог кому-то полезен)

      Касательно Вашей ситуации, могу со своей колокольни сказать следующее: вам будет очень сложно. Во-первых, А1-А2 - это еще очень слабенько. Не обижайтесь только, пожалуйста, но вот я приехала сюда с В1+, и мне было сначала крайне некомфортно. Тем более, если вы хотите undersköterska-ми в больнице подрабатывать, все еще труднее - вам ведь надо не только общаться с пациентами, но и знать наименования всех пробирок-аппаратов. В Швеции undersköterska берет анализы зачастую. Всю эту подноготную надо знать.
      Что касается дома престарелых, тут шансы побольше, но язык все равно надо тянуть. Учтите, что люди в ДП в большинстве своем уже в определенной степени деменции, многие говорят на диалектах, многих вообще фиг поймешь. Но там B1 достаточно, и, в принципе, на лету можно и научиться, если вы к языкам способны. Единственное что - Вам нужно внимательно отнестись к месту, куда вы хотите переехать. С работой в Швеции сейчас определенный напряг. Социальный сектор оккупирован иммигрантами, даже у нас на севере получить постоянку в ДП не так легко, а на викариат вам не оформят рабочую визу. Чтобы получить беженство, нужно иметь серьезные причины и мочь их обосновать, так что этот вариант тоже не для нас =)
      Мой Вам совет - ищите работу не в Стокгольме. Думаю, в других местах с этим полегче. Тяните язык изо всех сил хотя бы на В1, чтобы избежать СФИ тут. Переписывайте резюме на шведский и прилагайте личное сопроводительное письмо. Сталкивались с таким? Если нет, могу рассказать подробно в следующий раз.

      Во ткак-то так вкратце, будут еще вопросы - обращайтесь, попробуем разобраться все вместе =)

      Удалить
    2. Но хочу Вас подбодрить, что ничего невозможного нет) нужно просто очень постараться!

      Удалить
    3. Дорогая Анна !
      Я живу в шведской глубинке - провинции Вестергётланд. В ежедневной местной газете "ttela'' с завидной регулярностью публикуются объявления о вакансиях для врачей и медперсонала. Для меня не составит большого труда вырезать объявления, сканировать и отправлять Вам на е-майл :-)

      Удалить
    4. Здравствуйте, Анна. Вместе с нами TULE-prov писали двое ребят (муж и жена) из России. Они делали так. Прошли 10-месячное обучение шведскому в Folkiniversitet. Заплатили за это 500 тыс. рублей за двоих. Теперь уже второй раз приезжают из Москвы сдавать Tuleprov. Это очень сложно, но реально. Они, к сожалению, в первый раз ничего не сдали (если я правильно поняла), сейчас у них быда вторая попытка. Готовится к Tuleprov нужно по билетам, у меня есть все 50 могу вам прислать. И учить все на этом сайте - http://www.medicinkompendier.se/

      Удалить
  3. А я только через два года перестала всем рассказывать, откуда я приехала. Не знаю, зачем я это делала? По-моему, лучше то, что было не в Швеции, не упоминать, это мало кому интересно. Но пока до меня это дошло....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня очень много в больнице спрашивали, откуда я и как к врачам относятся в России, и правда ли, что все так плохо. Было противно отвечать - да, жопа полная))

      Удалить
  4. С В1 или В2 есть шанс получть викариат не в сокгольме? А блог очень нужный и не переставай его писать пожалуйста, можешь немножко отвлечся и на бытовые темы, чем питаются шведы дома и на работе например. Да, ихние только закончившие факультет врачи сильно отличаются знаниями и навыками от российских?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю, что и в Стокгольме есть, только там нужно куда больше труда приложить для получения, как мне кажется.
      Вообще сложно говорить, я в Стокгольме не жила, поэтому не хочу обманывать.
      Что касается врачей, мне кажется, их знания более практические. Российское образование очень академично. У меня, например, нет массы нужных навыков, которые есть у их интернов. Вообще в большинстве своем люди кажутся довольно знающими =)

      Удалить