пятница, 29 ноября 2013 г.

Как я переезжала в Швецию. Эпизод 3

Итак, 4 марта утром я проснулась в гостинице в Лулео.




Мы поскакали регистрировать меня в Швеции в Skatteverket. Это, в общем-то, дело простое - заполняешь анкетку, отдаешь на копию свой паспорт, карту ВНЖ, свидетельство о разводе(незамужества-замужества) - и все, ждешь свой личный номер по почте.
Я не знала на тот момент ключевой вещи - даже если у вас все переведено и заверено, им все равно нужны оригиналы! Они сами снимают с них копии и отправляют по нужному адресу. Мне пришлось просить маму выслать мне оригинал забытой бумаги.

В общем, через месяц я получила личный номер.

За этот месяц я успела сходить в наш учебный центр в Йоккмокке и записаться на интервью к studievägledare. Это такой специально обученный человек, который помогает определиться, на какой курс лучше идти и что лучше изучать.
К тому моменту ко мне пришло понимание, что TISUS мне не светит, потому что я просто-напросто не готова к нему - писать тексты определенного жанра, с точным выбором лексики... Это было невозможно на тот момент, а тратить полторы тысячи крон на экзамен плюс на поездку в Стокгольм просто так мне явно не хотелось.
Посмотрев мои бумаги со сданного Сведекса, проглядев требования Socialstyrelsen к языку и послушав меня, она предложила мне идти на Svenska som andraspråk grund. Тогда я бы закончила Svenska som andraspråk 1, 2 и 3 и выполнила бы требования к языковым навыкам.

Сначала я жутко расстроилась - это задержка на полгода, потому что без языка нельзя сдавать TULE, а существовать на стипендию CSN моего нареченного плюс посылочки от родителей было как-то банально некомфортно.
С сегодняшней своей позиции я рада, что вышло так. Я успела несравненно обогатить язык, подтянуть местами нужную лексику, отточить навыки общения на живых шведах. Эта задержка пошла только на пользу. Тогда мне так не казалось.

Ну ладно, подумала я. Раз такое дело, надо идти искать какую-то работу. И пошла на биржу труда - Arbetsförmedlingen. Оставила там свои бумаги, прождала месяц (из-за внутренней ошибки меня "потеряли").
И потом пошла просить практику. В конце мая я ее получила - в нашей мини-больничке Jokkmokks vårdcentral. На этой практике я пробыла 5 недель.
Я ходила хвостиком за персоналом, знакомилась с устройством шведского здравоохранения, ведением документации, пациентами, кое-где даже помогала немного, в общем, практика была отличная. Персонал принял меня очень тепло, все помогали, объясняли, поправляли, улыбались, угощали.
Вот тут-то и сыграло огромную роль хорошее владение шведским! Я тогда еще не совсем свободно говорила, но уже вполне сносно, у меня не было сильного акцента, поэтому общение давалось мне довольно легко. Меня даже в гости пригласили на маленький врачебный сабантуй =)
Это я к тому, что если человек хороший (=)), то для него все двери открыты. А если этот человек еще и языком владеет, уу =) просто класс.

Потом начался сезон отпусков. Я прогрустила 3 дня дома, уткнувшись в учебники по SAS 1. И тут раздался звонок - меня приглашали на работу! Моя шефиня с практики порекомендовала меня коллеге из hemtjänst, соц.службы, помогающей старикам на дому!

4 июля я пришла на интервью и получила работу. Это был, конечно, викариат, но это были деньги и опыт, бесценный опыт - и новые контакты!
Лето - пора отпусков. Я отработала в июле 148 часов, включая выходные и вечера. Ездила на велосипеде, потому что прав у меня нету. Сначала с непривычки уставала просто страшно. Потом привыкла и втянулась, научилась новым вещам. Завела новые знакомства. И зарплата пришла очень приятная!)

Так прошло лето.  А осенью начался новый курс - yrkessvenska, который я получила через AF. Об этом дальше =)

11 комментариев:

  1. Очень хорошо, прямо горжусь тобой! Теперь скажи пожалуйста приятная зарплата это сколько? И чему новому научилась, что у них в больнице подругому. Видео сосмотром пациента очень полезные, поставь еще если есть

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо!)
      Приятная - вот за июль вышло почти 14 000 крон после налога. А так платят в среднем 120 крон в час( до налога) плюс всякие надбавки за вечер и выходные.

      Видео выложу, как только найду)) как раз раскапываю всякие ресурсы тематические...

      Удалить
  2. Молодец! Я тоже работала в хемщенсте прошлым летом, и на велосипеде ездила и на машине )) Тоже очень понравилось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне и сейчас нравится)))) вот прям сегодня работаю, плюс в доме престарелых)

      Удалить
  3. Ответы
    1. Мне тоже нравится в определенной степени =))))))

      Удалить
  4. Ага, значит можно работать и язык учить!

    ОтветитьУдалить
  5. Вот не помню отправила я такой вопрос или нет, по какому сайту ты начинала учить язык на расстоянии, там несколько предлагается в этом письме что тебе прислали и дорогие же.... 5500 крон. Вообще очень порадовал твой городок, я посмотрела про него, а то на форумах пишут что север Швеции это такая тьма таракань и работы нет и людей почти нет, одни медведи практически. А зачем они оленей держат. Еще напиши про больницу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, я на расстоянии начала уже тут, это обычный САС, только не на хельтид, только приходишь один раз в неделю (или вообще 1 раз в 2 недели), а остальное время делаешь задания и выкладываешь в сеть на учебную платформу.
      Конечно ,сложно с работой, ее мало, много народу подается на юг в поисках лучшей доли( но временное что-то всегда можно найти.
      Оленей держат саамы. Тут саамский город, большая часть населения с саамскими кровями, для них олени - нац.промысел.

      Удалить
  6. Добрый день! Скажите, сдавали ли вы Tisus или закончив SAS 3 необходимости в этом нет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Катя! В этом уже нет необходимости, это альтернативный путь)

      Удалить